Недавно я писал об оценке стоимости запуска мобильной торговли, сегодня
разовью тему и поговорим мы о стоимости владения мобильной торговлей (правда, без учёта эффективности таковой), многие
разработчики козыряют туманными понтами, что какое то их ноу-хау снижает
стоимость владения системой, обычно не раскрывая её. Так давайте, перечислим
наиболее важные затраты и посчитаем!
1. Лицензии,
и всё, что с ними связанно. Притом, что речь не о стоимости лицензий, это
уже пройденный этап, а именно об их использовании:
А. Срок действия лицензии, надо
ли её продлять, на каких условиях и т.д. – этот момент обязательно надо учесть.
Б. Способ лицензирования, а
именно, кто управляет лицензиями, к чему они привязаны и т.д. Например, я не
очень бы доверял вариантам привязки лицензий к любому мобильному железу, будь
то смартфон или его карта памяти, особенно, если лицензию надо восстанавливать,
или покупать заново в ряде случаев. Когда-то давно, мы регистрировали каждый
КПК с помощью кодов, и в случае утраты КПК выдавали новый код по первому
требованию безо всяких вопросов, позже переводя клиентов на новые версии с
лицензиями на сервере, мы не заметили незапланированного увеличения лицензий в
абсолютном большинстве случаев, не думаю что разработчику надо бояться серьёзного мухлежа. Настороженно я бы отнёсся и к сервисам
лицензирования, когда ими управляет разработчик, иными словами, когда у тебя
есть всё, что надо для работы и ты сам можешь этим управлять (в том числе и
лицензиями) работается как-то спокойнее.
В. Обновление версий и лицензий.
Тут не так просто, например если речь идёт о доработках – то это нельзя назвать
обновлением лицензий, если речь идёт о смене мобильных платформ, например, то
это тоже сложно предугадать, но, посмотрев на недавние варианты перехода на Android OS, предложенные разработчиком можно иметь представление о его политике
миграции на новые платформы в дальнейшем. Если я не ошибаюсь, то варианты бесплатной замены (или совместного использования) лицензий под новую платформу предлагались единицами разработчиков, и первыми были мы (вот блин ни разу не стыдно об этом сказать), остальные почему то не обломились зарядить от 50%, до 100%(!!!) стоимости всего парка лицензий.
2. Поддержка. Тут не так всё
однозначно, под поддержкой я понимаю минимум консультацию технических
специалистов исполнителя и фиксированное время реакции на запросы. Если есть
возможность получить консультацию и есть заявленное время реакции, то вы можете
иметь представление о времени возможного простоя системы, и соответственно о
возможных убытках, связанных с простоем.
Если вам кажется это неприемлемым
– ряд разработчиков может оказывать платные услуги, в которые могут входить как
поддержка всех уровней пользователя, так и быстрая реакция на запросы, и прочие
бонусы позволяющие минимизировать простой системы за вполне конкретный прайс.
Недопустимым я бы назвал дискриминацию пользователей сидящих на бесплатной
поддержке, так или иначе они должны получать ответ и помощь в решении проблем
со стороны разработчика, если такие грешки имеются за разработчиком – подумайте
дважды, как вы будете осуществлять поддержку и во что это выльется при всех
прочих условиях.
3. Отказоустойчивость системы.
Этот пункт в продолжение темы поддержки, а именно, как часто она нужна, при
случае попробуйте узнать такую статистику у реальных пользователей мобильной
торговли, это поможет определиться в варианте тех. поддержки проекта, и
возможно позволит сэкономить. По опыту и отзывам скажу, разные системы требуют разного внимания, начиная от "поставил и забыл" до ежедневных "плясок с бубном".
4. Оборудование. А именно
стоимость, "ломучесть" и варианты гарантийного сервиса. В данном случае советую
использовать коммуникаторы и планшеты от известных производителей и не за
минимальную цену, по опыту это оптимальный вариант. И помните, чем больше
отказов по причине оборудования в том числе – тем больше простоев в работе
торговых представителей (бывали случаи полной замены парка устройств после
попытки сэкономить).
5. Интернет трафик. Стоимость
поддержки GPRS
подключения у каждого торгового
представителя сегодня определяется стоимостью безлимитного тарифа, что при
существующей политике операторов связи по округлению трафика выходит
гарантированно дешевле.
6. Защита от морального старения
системы. Способен ли разработчик предложить в будущем требуемый функционал?
Покроет ли он все ваши пожелания в дальнейшем? У софта нет физического
старения, зато есть моральное, планируя проект мобильной торговли, вы
рассчитываете его использовать определённый срок, оцените, сможет ли разработчик
оперативно реагировать на возможные запросы по доработкам и в какие сроки/суммы
это может вылиться.
Ну и напоследок, мысль уже
звучала, выслушав красивые речи о своём продукте от разработчика –
поинтересуйтесь, как работает система у его клиентов, желательно тех, у кого
проект мобильной торговли внедрён уже пару лет назад и которые сопоставимы по
размеру с вашей компанией, возможно отзывы будут неожиданными.
Комментарии